Костин обратился к Мишустину с предложением объединить банк в общую группу с «Открытием» и «Российским национальным коммерческим банком» (РНКБ, крупнейший банк Крыма и Севастополя). Идею одобрил Путин.
Так банки смогут сэкономить на отделениях и расходах на персонал. Также это позволит банкам сэкономить на отделениях, расходах на персонал и начать работать в Крыму. С этим согласился и источник в правительстве. Объединение государственных финансовых активов на базе сильного игрока «выглядит экономически и политически обоснованным решением». Это поможет оптимизировать расходы бюджета на стабилизацию банковского сектора и сохранить конкурентный рынок финансовых услуг.
По информации Ъ, предложение поддержал ЦБ РФ. В регуляторе и Минфине на вопросы не ответили. В ВТБ, «Открытии» и РНКБ отказались от комментариев.
«Открытием» руководит Михаил Задорнов, в 2005–2018 годах он возглавлял ВТБ24. До 2014 года РНКБ был дочерней структурой «Банка Москвы», который входил в группу ВТБ.
У ВТБ — 16 млн активных клиентов на конец 2021 года. У «Открытия» на конец 2020 года — 3,1 млн, у РНКБ — 2,2 млн, приводит данные газета. Согласно рейтингу «Интерфакс-100», на 1 января 2022 года суммарные активы ВТБ, «ФК Открытие» и РНКБ — 22,9 трлн рублей, совокупный капитал — 2,24 трлн рублей. У «Сбера» — 38,3 трлн рублей и 5,16 трлн рублей соответственно.
ВТБ не раз заявлял, что главная задача учреждения — увеличение количества активных клиентов к 2025 году до 30 млн (16 млн на конец 2021-го). Общая сеть отделений ВТБ, «Открытия» и РНКБ составляла около 2 тыс. офисов, тогда как у Сбербанка их было более 13,2 тыс., подсчитали в Центробанке. То есть даже объединение трех банков в один не поможет организации обогнать «Сбер».
По данным ЦБ, общая сеть отделений ВТБ, «Открытия» и РНКБ — около 2 тысяч офисов, у «Сбера» — более 13,2 тысячи.
ЦБ планировал продать «Открытие», но в марте 2022 года приостановил подготовку к сделке. 1 марта «Открытие», ВТБ и ещё пять банков попали в список для отключения от SWIFT.
После начала военной операции на Украине ВТБ попал под санкции США. Группу внесли в SDN-лист (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это означает, что активы банка в американской юрисдикции заблокированы, долларовые транзакции и любые другие операции с местными резидентами запрещены. Кроме того, ВТБ отключили от международной межбанковской системы SWIFT. Под санкции США также попал банк «Открытие». Затем о решении заморозить активы банков и запретить операции с ними объявил Евросоюз. РНКБ находится под ограничениями ЕС с 2014 г., а с 2015 г. еще и под санкциями США.
Комментарий эксперта БКС Мир инвестиций, Михаила Зельцера:
«Инициатива консолидации банковского сектора обусловлена вызовами внешней среды — санкционное давление нарастает, а вместе с ним и снижается капитал кредитных организаций. Если решение все-таки будет принято, это позволит укрупнить капитал, повысить эффективность администрирования. При этом не ожидаем сокращений персонала. Здесь будет играть политический аспект роста безработицы.
Что касается бумаг ВТБ, на базе которого и может, вероятно, произойти укрупнение, то текущие котировки акций уже отражают потерю более половины капитала. Поэтому, решение может повысить волатильность в инструменте, но, по сути, идея верная со стратегической точки зрения. Сентимент по акциям подавлен, и может быть улучшен при стабилизации обстановки на внешнем контуре. На горизонте 2022 г. потенциал акций вверх оценивается выше, нежели вероятность дальнейшего падения».
Директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг инвесткомпании «Вектор икс» Сергей Звенигородский отмечает, что в таком варианте «остается живой история с противовесом Сбербанку». «Объединенный бизнес будет снижать риски банковской системы, две организации будут более полно выполнять запросы государства, бизнеса и граждан на обеспечение ликвидностью, хотя для полного набора в этом объединении не хватает Альфа-банка»,— полагает эксперт.
По словам партнера ФГ «Дмитрий Донской» Дмитрия Курбатского, объединение банков потребует много времени, но «игра стоит свеч»: «Системе не нужно такое количество госбанков, будут оптимизированы расходы, серьезно сокращен штат управленцев и линейных специалистов, улучшена эффективность и доходность». Негативным фактором эксперт называет угрозу сокращения тысяч сотрудников.